Счет - не единственный популярный способ улучшения концентрации внимания и повышения осознанности в ходе медитации. Есть еще несколько. О них - этот пост.
Методов много поскольку люди порой довольно серьезно отличаются друг от друга как темпераментом, так и способностью к концентрации. Поэтому нам нужны разные методы, чтобы иметь возможность подобрать что-то под свои особенности. То, что может не работать у одного, может привести к серьезным успехам у другого. Этот принцип успешно работает не только медитации, но и в обучении другим навыкам и предметам, поэтому... Все что нужно сделать - попробовать разные варианты и выбрать наиболее подходящий. Со счетом разобрались, теперь идем дальше.
Методов много поскольку люди порой довольно серьезно отличаются друг от друга как темпераментом, так и способностью к концентрации. Поэтому нам нужны разные методы, чтобы иметь возможность подобрать что-то под свои особенности. То, что может не работать у одного, может привести к серьезным успехам у другого. Этот принцип успешно работает не только медитации, но и в обучении другим навыкам и предметам, поэтому... Все что нужно сделать - попробовать разные варианты и выбрать наиболее подходящий. Со счетом разобрались, теперь идем дальше.
Точка перехода.
Альтернатива концентрации на прохождении воздуха через ноздри. Суть в наблюдении за точкой перехода вдоха в выдох.
Кажется этому методу уже пара тысяч лет, но это лишь говорит о его успешности, а не о том, что он вышел из моды. Хороший винтаж всегда в цене, не так ли?
Вариантов у метода два.
Можно отмечать едва заметный момент остановки процесса дыхания перед тем, как оно меняет направление, либо наоборот - стремиться к единому непрекращающемуся циклу - движению без остановки, бесконечному круговороту вдоха и выдоха.
В обоих случаях может показаться, что мы имеем не одну, а две точки наблюдения - ноздри и низ живота - точки поворота. Ранее указывалось, что лучше иметь одну точку для наблюдения, чтобы не забивать ум лишним процессом, но в данном случае цель не в этих точках, а в моменте поворота, а места, где поворот случается, являются второстепенным моментом. То есть мы таки имеем одну точку наблюдения - момент поворота.
В любом случае важно отметить, что данный метод хорошо подходит, когда уже достигнута определенная стадия концентрации, поскольку в начале практики или при неровном состоянии ума легко сбиться в размышления о разном. Сбиться можно в любой момент, на любом уровне практики, но здесь это случается чаще. Ум не задействован никаким отвлекающим процессом, и для начинающего сложно удерживать голое осознание без вовлечения в умственные события. При этом, если есть ощущение, что в уме достаточно тишины, то попробовать этот метод не только можно, но и нужно, поскольку эффект для практики от него - более чем мощный. Почему? Попробуйте - это именно надо попробовать, ибо иначе наш волшебный ум может рассказать, что "ну тут все понятно, можно пока чем другим заняться".
Альтернатива концентрации на прохождении воздуха через ноздри. Суть в наблюдении за точкой перехода вдоха в выдох.
Кажется этому методу уже пара тысяч лет, но это лишь говорит о его успешности, а не о том, что он вышел из моды. Хороший винтаж всегда в цене, не так ли?
Вариантов у метода два.
Можно отмечать едва заметный момент остановки процесса дыхания перед тем, как оно меняет направление, либо наоборот - стремиться к единому непрекращающемуся циклу - движению без остановки, бесконечному круговороту вдоха и выдоха.
В обоих случаях может показаться, что мы имеем не одну, а две точки наблюдения - ноздри и низ живота - точки поворота. Ранее указывалось, что лучше иметь одну точку для наблюдения, чтобы не забивать ум лишним процессом, но в данном случае цель не в этих точках, а в моменте поворота, а места, где поворот случается, являются второстепенным моментом. То есть мы таки имеем одну точку наблюдения - момент поворота.
В любом случае важно отметить, что данный метод хорошо подходит, когда уже достигнута определенная стадия концентрации, поскольку в начале практики или при неровном состоянии ума легко сбиться в размышления о разном. Сбиться можно в любой момент, на любом уровне практики, но здесь это случается чаще. Ум не задействован никаким отвлекающим процессом, и для начинающего сложно удерживать голое осознание без вовлечения в умственные события. При этом, если есть ощущение, что в уме достаточно тишины, то попробовать этот метод не только можно, но и нужно, поскольку эффект для практики от него - более чем мощный. Почему? Попробуйте - это именно надо попробовать, ибо иначе наш волшебный ум может рассказать, что "ну тут все понятно, можно пока чем другим заняться".
Детализация дыхания.
Еще одна альтернатива концентрации на ноздрях или на точке перехода.
Возможно все эти альтернативы создавались, когда кому-то из практикующих не раскрывались секреты основных методов. Тогда приходилось справляться самостоятельно, что-то искать, что-то думать, что-то пробовать и... Вуаля. Этот пассаж к тому, что порой не стоит привязываться исключительно к написанному тут или еще где, можно искать что-то еще - главное не результат, а процесс поиска, ибо... Ой... не буду раньше времени секрет главный открывать :-)
В этом методе мы стараемся осознавать все детали вдоха и выдоха, отмечая мельчайшие подробности изменений в теле.
Когда мы вдыхаем, мы осознаем, как воздух проникает в нос, как затем движется в легкие, как наполняются легкие, как двигается диафрагма, как расширяется грудная клетка, как двигаются плечи и живот.
Затем - также представляем обратное движение. Наблюдаем сжатие живота, выход воздуха обратно, сокращение диафрагмы, сжатие грудной клетки, выход воздуха сквозь ноздри.
Столь подробный процесс убирает все возможности отвлечься, так как каждое мгновение что-то происходит и появляется новый объект для наблюдения. Постепенно дыхание истоньшается, становится все менее заметным, потому приходится быть еще более бдительным, еще более внимательным, еще более осознанным, поскольку движение все равно происходит, хоть и на более тонком уровне. В этом сама суть медитации - это живой процесс, он не неизменный, он постоянно дарит что-то новое, каждое мгновение - уникально, не похоже на предыдущее. Это - сама жизнь.
Еще одна альтернатива концентрации на ноздрях или на точке перехода.
Возможно все эти альтернативы создавались, когда кому-то из практикующих не раскрывались секреты основных методов. Тогда приходилось справляться самостоятельно, что-то искать, что-то думать, что-то пробовать и... Вуаля. Этот пассаж к тому, что порой не стоит привязываться исключительно к написанному тут или еще где, можно искать что-то еще - главное не результат, а процесс поиска, ибо... Ой... не буду раньше времени секрет главный открывать :-)
В этом методе мы стараемся осознавать все детали вдоха и выдоха, отмечая мельчайшие подробности изменений в теле.
Когда мы вдыхаем, мы осознаем, как воздух проникает в нос, как затем движется в легкие, как наполняются легкие, как двигается диафрагма, как расширяется грудная клетка, как двигаются плечи и живот.
Затем - также представляем обратное движение. Наблюдаем сжатие живота, выход воздуха обратно, сокращение диафрагмы, сжатие грудной клетки, выход воздуха сквозь ноздри.
Столь подробный процесс убирает все возможности отвлечься, так как каждое мгновение что-то происходит и появляется новый объект для наблюдения. Постепенно дыхание истоньшается, становится все менее заметным, потому приходится быть еще более бдительным, еще более внимательным, еще более осознанным, поскольку движение все равно происходит, хоть и на более тонком уровне. В этом сама суть медитации - это живой процесс, он не неизменный, он постоянно дарит что-то новое, каждое мгновение - уникально, не похоже на предыдущее. Это - сама жизнь.
Вдыхаю-выдыхаю.
Еще одна старинная штука из кладовки.
Этот метод можно использовать если по каким-то причинам возникла аллергия к счету (например, осталась непроработанной обида на бешеную учительницу математики из 5го класса, что метко кидалась мелом, замечая попытки списать решение задачи у соседа-ботаника), либо просто банально надоело считать, либо несмотря на моральную поддержку в предыдущем посте все равно остается некое стеснение относительно самой практики счета... Кстати! Можно же вообще начать с этого варианта, а счет использовать как альтернативу - то, что счет описан ранее, не означает, что данный метод второстепенный по отношению к счету. В общем... главное что-то делать, не так ли?
Суть проста - когда мы делаем вдох, то говорим: "вдыхаю" или "вдох". Когда случается выдох, мы говорим: "выдыхаю" или "выдох". Есть в этом некая логика, чтобы произносить "вдыхаю" или "вдох" именно во время вдоха, а не выдоха, хотя... Мы и счет ведем тоже по порядку, а не "один-семь-три-девять" или еще каким хитрым способом. Интересная тема, но требует отдельного разговора. Игры разума - как раз то, чего мы хотим избежать с помощью описываемых методов, поэтому разные нелогичности пока отложим, оставаясь верными принципу простоты.
Итак, мы концентрируемся на дыхании и вслух или мысленно произносим соответствующие стадиям дыхания слова. Постепенно случается обычная история замедления дыхания и углубления процесса медитации, тогда слова становятся не нужны, мы замолкаем и лишь осознаем процесс, без каких-либо дополнений.
Еще одна старинная штука из кладовки.
Этот метод можно использовать если по каким-то причинам возникла аллергия к счету (например, осталась непроработанной обида на бешеную учительницу математики из 5го класса, что метко кидалась мелом, замечая попытки списать решение задачи у соседа-ботаника), либо просто банально надоело считать, либо несмотря на моральную поддержку в предыдущем посте все равно остается некое стеснение относительно самой практики счета... Кстати! Можно же вообще начать с этого варианта, а счет использовать как альтернативу - то, что счет описан ранее, не означает, что данный метод второстепенный по отношению к счету. В общем... главное что-то делать, не так ли?
Суть проста - когда мы делаем вдох, то говорим: "вдыхаю" или "вдох". Когда случается выдох, мы говорим: "выдыхаю" или "выдох". Есть в этом некая логика, чтобы произносить "вдыхаю" или "вдох" именно во время вдоха, а не выдоха, хотя... Мы и счет ведем тоже по порядку, а не "один-семь-три-девять" или еще каким хитрым способом. Интересная тема, но требует отдельного разговора. Игры разума - как раз то, чего мы хотим избежать с помощью описываемых методов, поэтому разные нелогичности пока отложим, оставаясь верными принципу простоты.
Итак, мы концентрируемся на дыхании и вслух или мысленно произносим соответствующие стадиям дыхания слова. Постепенно случается обычная история замедления дыхания и углубления процесса медитации, тогда слова становятся не нужны, мы замолкаем и лишь осознаем процесс, без каких-либо дополнений.
На данном этапе становится понятно почему дыхание столь хороший объект для медитации.
Это очень логично, ведь к нему существует столько простых и отлично работающих методов усиления концентрации.
При использовании в качестве объекта медитации пламени, прилива или восхода солнца, например, методов было бы на порядок меньше.
Однако такие методы существуют, более того, они тоже вполне рабочие, могут даже пригодиться кому-то.
Поэтому мы к ним обратимся, но в следующий раз.
Это очень логично, ведь к нему существует столько простых и отлично работающих методов усиления концентрации.
При использовании в качестве объекта медитации пламени, прилива или восхода солнца, например, методов было бы на порядок меньше.
Однако такие методы существуют, более того, они тоже вполне рабочие, могут даже пригодиться кому-то.
Поэтому мы к ним обратимся, но в следующий раз.