Много внимания все это время уделялось сидячей медитации.
И этому есть резонное объяснение - это, пожалуй, самая древняя и наиболее известная техника. Однако она не единственная.
Часто случается так, что просто сидеть и не двигаться бывает более чем тяжело, а порой и вовсе невозможно. Причем происходит это по совершенно разным причинам, начиная от постоянного вихря мыслей в голове и заканчивая неприятными физическими ощущениями в спине или в коленях.
Дело не в причинах, дело в том, что на этот случай есть выход.
Можно ходить и медитировать.
И этому есть резонное объяснение - это, пожалуй, самая древняя и наиболее известная техника. Однако она не единственная.
Часто случается так, что просто сидеть и не двигаться бывает более чем тяжело, а порой и вовсе невозможно. Причем происходит это по совершенно разным причинам, начиная от постоянного вихря мыслей в голове и заканчивая неприятными физическими ощущениями в спине или в коленях.
Дело не в причинах, дело в том, что на этот случай есть выход.
Можно ходить и медитировать.
Один из главных плюсов этой техники, ну кроме того, что это какое-никакое, но движение, что дается намного проще, чем сидение, заключается в том, что она помогает нам начать переводить получаемые в процессе медитации навыки в обычную жизнь.
Кроме того, было замечено, что после сравнительно короткого периода ходячей практики практики сидячая практика протекает легче и качественней.
Кроме того, было замечено, что после сравнительно короткого периода ходячей практики практики сидячая практика протекает легче и качественней.
Родилась эта практика давным-давно, в далекой-далекой Индии.
Там придумали проводить длинные, по несколько недель, а порой месяцев и даже лет, сессии медитаций для тех, кто... скажем так - имеет непреодолимое желание заниматься медитацией. Такие сессии стали называть ретритами. Так вот в ходе ретритов никто ничем кроме медитации не занимался.
Но сидеть с утра до вечера... Даже наиболее страждущим адептам было тяжело. Это хорошо иллюстрирует случай, когда у Бодхидхармы (того, кто принес буддизм из Индии в Китай) попросту отсохли ноги после девяти лет сидения. Конечно практике это не добавляло привлекательности. Но это крайний случай. Даже несколько часов непрерывного сидения могут вызвать у неподготовленных практикующих весьма неприятные физические ощущения, что полностью уничтожит какие-либо результаты медитации.
Там придумали проводить длинные, по несколько недель, а порой месяцев и даже лет, сессии медитаций для тех, кто... скажем так - имеет непреодолимое желание заниматься медитацией. Такие сессии стали называть ретритами. Так вот в ходе ретритов никто ничем кроме медитации не занимался.
Но сидеть с утра до вечера... Даже наиболее страждущим адептам было тяжело. Это хорошо иллюстрирует случай, когда у Бодхидхармы (того, кто принес буддизм из Индии в Китай) попросту отсохли ноги после девяти лет сидения. Конечно практике это не добавляло привлекательности. Но это крайний случай. Даже несколько часов непрерывного сидения могут вызвать у неподготовленных практикующих весьма неприятные физические ощущения, что полностью уничтожит какие-либо результаты медитации.
Были произведены необходимые исследования, итогом которых стало чередование сидения и ходьбы. А в Китае тот же самый Бодхидхарма, будучи в монастыре Шаолинь, пошел еще дальше и придумал знаменитую гимнастику цигун, так как понял, что монахам требуются силы для правильного и постоянного сидения. Из этой гимнастики впоследствии выросло кунг-фу. И то и другое является вариациями ходячей медитации.
Кунг-фу и цигун мы учиться не будем, нет такой цели, но вот о том, как ходить и медитировать - поговорим.
Кунг-фу и цигун мы учиться не будем, нет такой цели, но вот о том, как ходить и медитировать - поговорим.
Для медитации ходьбы нам понадобится две вещи:
- тихое уединенное место, где можно спокойно сделать от пяти до десяти шагов в одном направлении;
- тело с ногами, которое и будет ходить;
Местом может быть большая комната, где вас ничего не будет отвлекать. Парк или прогулочная дорожка где-то в сквере. Главное тут убедиться в том, что вашей практике не будут мешать удивленные взгляды других людей. Конечно, есть разные йоги и гимнастики, занимаясь которыми даже хочется, чтобы окружающие видели уровень и сложность выполняемых движений, но тут - другое.
Это не танец, не таскание штанги или гантелей. Проблема тренировок умственных мускулов в том, что никто не видит, как они напрягаются. Никто не оценит. Не даст нашему эго повода для радости... Кроме того - горы, как на картинке, скорей всего тоже не подойдут, хоть и красивые. Место должно быть плоское во всех смыслах. Нам надо будет просто идти. Не лезть, не бежать, не ползти, не скакать. Идти. Вперед и назад.
Тело желательно вовлечь свое в практику. Можно конечно погонять кого другого, но... Тогда и пользу получит этот кто-то. Конечно, мы активно работаем над тем, чтобы создать систему, когда кто-то будет заниматься практикой для целей духовного роста третьих лиц, но пока все еще очень сыро и не пригодно для использования.
Поэтому ходить придется скорей всего именно вам.
Sorry about that, как говорят в Америке, когда случается что-то что никто не может и особо не хочет изменить.
- тихое уединенное место, где можно спокойно сделать от пяти до десяти шагов в одном направлении;
- тело с ногами, которое и будет ходить;
Местом может быть большая комната, где вас ничего не будет отвлекать. Парк или прогулочная дорожка где-то в сквере. Главное тут убедиться в том, что вашей практике не будут мешать удивленные взгляды других людей. Конечно, есть разные йоги и гимнастики, занимаясь которыми даже хочется, чтобы окружающие видели уровень и сложность выполняемых движений, но тут - другое.
Это не танец, не таскание штанги или гантелей. Проблема тренировок умственных мускулов в том, что никто не видит, как они напрягаются. Никто не оценит. Не даст нашему эго повода для радости... Кроме того - горы, как на картинке, скорей всего тоже не подойдут, хоть и красивые. Место должно быть плоское во всех смыслах. Нам надо будет просто идти. Не лезть, не бежать, не ползти, не скакать. Идти. Вперед и назад.
Тело желательно вовлечь свое в практику. Можно конечно погонять кого другого, но... Тогда и пользу получит этот кто-то. Конечно, мы активно работаем над тем, чтобы создать систему, когда кто-то будет заниматься практикой для целей духовного роста третьих лиц, но пока все еще очень сыро и не пригодно для использования.
Поэтому ходить придется скорей всего именно вам.
Sorry about that, как говорят в Америке, когда случается что-то что никто не может и особо не хочет изменить.
Движения более чем простые.
Как только выбрано место, мы определяем где будем начинать ходьбу, и где разворачиваться, чтобы идти обратно.
Мы становимся в начале выбранного участка, надо постоять минутку.
Несколько глубоких вдохов и выдохов, несколько долгих мгновений для сбора внимания.
Руки могут находиться где угодно - даже в соседней комнате на кровати - главное, чтобы вам было комфортно.
Теперь сделаем вдох и одновременно поднимем пятку ноги (правую или левую - не важно, но лучше одну, не стоит отрывать от пола обе пятки вместе - это в другой раз). Делаем выдох и переносим вес тела на пальцы этой ноги.
Движения - очень медленные, без спешки и суеты. Стараемся внимательно наблюдать за тем, как происходит движение, как оно начинается, как заканчивается.
Новый вдох и отрываем эту ступню от пола, переносим немного вперед, теперь выдох и опускаем на пол.
Важно чувствовать все - пол, касание пола или ковра, твердое или мягкое покрытие, как это отзывается в ступне.
Переносить ногу необходимо на совсем небольшое расстояние, достаточно маленькое, чтобы вторая нога автоматически не отрывалась от пола. У каждого это расстояние будет своим - зависит от длины ног, ступней, их гибкости, еще возможно влажности воздуха, времени дня и уровня радиационной активности местности.
Теперь необходимо сделать второй шаг - полностью повторив процедуру. Вдох - медленно поднимаем пятку ноги, выдох - перенос веса на пальцы. Вдох - отрываем ступню от пола, выдох - ставим вторую ногу рядом с первой.
Если есть еще ноги - с ними процедура такая же - все без изменений - подтягиваем аналогичным образом все ноги по очереди.
Медленно, очень медленно, вдыхая-выдыхая, двигаемся к точке, которую мы заранее определили как конечную.
Первое время может быть тяжело сохранять баланс - это нормально - мы ведь только начали. Со временем это пройдет.
Достигнув финишной черты, мы останавливаемся, примерно минуту можем постоять, делая вдох-выдох, осознавая процесс стояния максимально четко - чем он отличается от сидения, какие ощущения в ступнях, какие - в спине и позвоночнике, как двигается дыхание - медленней или быстрей, легче или присутствуют какие-либо затруднения.
Как только выбрано место, мы определяем где будем начинать ходьбу, и где разворачиваться, чтобы идти обратно.
Мы становимся в начале выбранного участка, надо постоять минутку.
Несколько глубоких вдохов и выдохов, несколько долгих мгновений для сбора внимания.
Руки могут находиться где угодно - даже в соседней комнате на кровати - главное, чтобы вам было комфортно.
Теперь сделаем вдох и одновременно поднимем пятку ноги (правую или левую - не важно, но лучше одну, не стоит отрывать от пола обе пятки вместе - это в другой раз). Делаем выдох и переносим вес тела на пальцы этой ноги.
Движения - очень медленные, без спешки и суеты. Стараемся внимательно наблюдать за тем, как происходит движение, как оно начинается, как заканчивается.
Новый вдох и отрываем эту ступню от пола, переносим немного вперед, теперь выдох и опускаем на пол.
Важно чувствовать все - пол, касание пола или ковра, твердое или мягкое покрытие, как это отзывается в ступне.
Переносить ногу необходимо на совсем небольшое расстояние, достаточно маленькое, чтобы вторая нога автоматически не отрывалась от пола. У каждого это расстояние будет своим - зависит от длины ног, ступней, их гибкости, еще возможно влажности воздуха, времени дня и уровня радиационной активности местности.
Теперь необходимо сделать второй шаг - полностью повторив процедуру. Вдох - медленно поднимаем пятку ноги, выдох - перенос веса на пальцы. Вдох - отрываем ступню от пола, выдох - ставим вторую ногу рядом с первой.
Если есть еще ноги - с ними процедура такая же - все без изменений - подтягиваем аналогичным образом все ноги по очереди.
Медленно, очень медленно, вдыхая-выдыхая, двигаемся к точке, которую мы заранее определили как конечную.
Первое время может быть тяжело сохранять баланс - это нормально - мы ведь только начали. Со временем это пройдет.
Достигнув финишной черты, мы останавливаемся, примерно минуту можем постоять, делая вдох-выдох, осознавая процесс стояния максимально четко - чем он отличается от сидения, какие ощущения в ступнях, какие - в спине и позвоночнике, как двигается дыхание - медленней или быстрей, легче или присутствуют какие-либо затруднения.
Медленно разворачиваемся.
Вдыхая, мы поднимаем одну ногу, выдыхая - ставим ее в обратном направлении, затем повторяем процедуру со второй ногой. Развернувшись, стоим еще около минуты (таймер устанавливать не надо, достаточно считать циклы дыхания - пяти циклов вдохов-выдохов достаточно).
Затем... Медленно, словно смакуя каждое отдельное движение, двигаемся обратно к точке старта. Вдох-выдох. Пятка-пальцы-вперед-стоп. Вторая нога....
Теперь становится понятно почему было важно убедиться в том, что никто и ничего не будет отвлекать нас от столь забавного при взгляде со стороны занятия.
Если в спальне кто-то спит, пока мы медитируем и ходим, то оставлять там руки на время медитации имеет большую практическую пользу - поможет быть нам быть более уверенными в том, что оттуда никто не выйдет в неподходящий момент. Разумеется дело не в том, что мы делаем что-то стыдное, нет, просто, мы хотим максимально отдаться этому процессу - процессу наблюдения и осознания ходьбы. Осознавать ходьбу без смущения, стеснения, неуверенности, осторожности, ибо важно внимать каждой малейшей детали процесса, постараться увидеть движение каждого даже самого малого мускула ног, самого крохотного сустава, самого мельчайшего изменения в ощущении пола, не упустив из вида ничего.
Вдыхая, мы поднимаем одну ногу, выдыхая - ставим ее в обратном направлении, затем повторяем процедуру со второй ногой. Развернувшись, стоим еще около минуты (таймер устанавливать не надо, достаточно считать циклы дыхания - пяти циклов вдохов-выдохов достаточно).
Затем... Медленно, словно смакуя каждое отдельное движение, двигаемся обратно к точке старта. Вдох-выдох. Пятка-пальцы-вперед-стоп. Вторая нога....
Теперь становится понятно почему было важно убедиться в том, что никто и ничего не будет отвлекать нас от столь забавного при взгляде со стороны занятия.
Если в спальне кто-то спит, пока мы медитируем и ходим, то оставлять там руки на время медитации имеет большую практическую пользу - поможет быть нам быть более уверенными в том, что оттуда никто не выйдет в неподходящий момент. Разумеется дело не в том, что мы делаем что-то стыдное, нет, просто, мы хотим максимально отдаться этому процессу - процессу наблюдения и осознания ходьбы. Осознавать ходьбу без смущения, стеснения, неуверенности, осторожности, ибо важно внимать каждой малейшей детали процесса, постараться увидеть движение каждого даже самого малого мускула ног, самого крохотного сустава, самого мельчайшего изменения в ощущении пола, не упустив из вида ничего.
Много деталей для сравнительно простой практики. Но она становится простой со временем, в начале же может вызвать некоторое смятение, поскольку движение - это то, чего лишена сидячая практика, то, что может стать отвлекающим моментом, помехой.
Поэтому для улучшения процесса, мы можем использовать простые способы усиления концентрации внимания.
Наиболее подходящий способ тут - фиксация умом каждого отдельного момента движения. "Поднятие, перенос, шаг, опускание, пол, стояние". Можно подобрать иные слова, главное - избегайте добавления местоимения "я". "Я" тут не нужно.
Опять же - это детали; суть - максимально осознать каждое из составных частей одного большого движения. Как только это начинает происходить - уму нет времени на отвлечение на другие "сложные" и "важные" задачи. Все что ему позволено - отмечать действие, совершаемое в настоящий момент, здесь и сейчас.
Но и такие отметки - лишь первый шаг. Важно не отмечать, но пойти дальше - именно чувствовать происходящее, стать зеркалом, отражающим каждую мельчайшую часть процесса движения.
Понятно, что ум будет стремиться прочь. Но...
Мы уже знаем эти его повадки.
Мы отмечаем это, улыбаемся внутренне и... Возвращаемся к ходьбе.
Сколько ходить? Ах да... Вот тут нам понадобится таймер.
Двадцати минут будет достаточно. Начать можно с десяти.
Опять же - главное не количество.
Главное - качество внимательности.
Поэтому для улучшения процесса, мы можем использовать простые способы усиления концентрации внимания.
Наиболее подходящий способ тут - фиксация умом каждого отдельного момента движения. "Поднятие, перенос, шаг, опускание, пол, стояние". Можно подобрать иные слова, главное - избегайте добавления местоимения "я". "Я" тут не нужно.
Опять же - это детали; суть - максимально осознать каждое из составных частей одного большого движения. Как только это начинает происходить - уму нет времени на отвлечение на другие "сложные" и "важные" задачи. Все что ему позволено - отмечать действие, совершаемое в настоящий момент, здесь и сейчас.
Но и такие отметки - лишь первый шаг. Важно не отмечать, но пойти дальше - именно чувствовать происходящее, стать зеркалом, отражающим каждую мельчайшую часть процесса движения.
Понятно, что ум будет стремиться прочь. Но...
Мы уже знаем эти его повадки.
Мы отмечаем это, улыбаемся внутренне и... Возвращаемся к ходьбе.
Сколько ходить? Ах да... Вот тут нам понадобится таймер.
Двадцати минут будет достаточно. Начать можно с десяти.
Опять же - главное не количество.
Главное - качество внимательности.