Немного мыслей...
Медитация как техника воспитания сознания отличается в первую очередь необходимостью совершения практических действий со стороны практикующего.
Никто не сядет за нас утром на скамейку, никто не закроет глаза и не проведет несколько мгновений во внимании к дыханию. Никто не осознает за нас, что именно с нами происходит, что нас отвлекает, что мешает практике в частности и жизни вообще.
Опыт медитации показывает, что главным препятствием к процессу является зачастую сам практикующий. Именно мы становимся нашими главными врагами.
Мы совершаем действия под влиянием сиюминутных побуждений, при этом бывает так, что впоследствии мы не можем понять, почему мы совершили тот или иной поступок, зачем и самое главное - могли ли мы поступить иначе.
Мы мало знаем себя. Редко осознаем и понимаем свои мотивы, свои чувства. Классический пример, когда у человека сжаты кулаки, он весь - само напряжение, переполненный то ли злостью, то ли раздражением, а спросишь - что такое, что чувствуешь? И в ответ будет - ничего, я в порядке.
Никто не сядет за нас утром на скамейку, никто не закроет глаза и не проведет несколько мгновений во внимании к дыханию. Никто не осознает за нас, что именно с нами происходит, что нас отвлекает, что мешает практике в частности и жизни вообще.
Опыт медитации показывает, что главным препятствием к процессу является зачастую сам практикующий. Именно мы становимся нашими главными врагами.
Мы совершаем действия под влиянием сиюминутных побуждений, при этом бывает так, что впоследствии мы не можем понять, почему мы совершили тот или иной поступок, зачем и самое главное - могли ли мы поступить иначе.
Мы мало знаем себя. Редко осознаем и понимаем свои мотивы, свои чувства. Классический пример, когда у человека сжаты кулаки, он весь - само напряжение, переполненный то ли злостью, то ли раздражением, а спросишь - что такое, что чувствуешь? И в ответ будет - ничего, я в порядке.
Умение узнавать, понимать чувства, видеть их влияние на нас, наше поведение, мысли, состояния, является необходимым жизненным навыком не только для тех, кто занимается медитацией, но для всех. Хотя для тех, кто занимается медитацией, это особенно важно.
В медитации мы учимся осознавать происходящие с нами события, понимать их природу, их суть. Чувства являются отличным инструментом для развития осознания, они всегда наиболее точно покажут нам, что именно с нами происходит, в отличии от ума, который не всегда выдаем нам верную картину происходящего.
Можно ехать в машине в пробке и в бешенстве стучать по рулю кулаками, но думать при этом, что все хорошо, что я в порядке, это вон они такие-сякие. Однако умение наблюдать за собой и анализировать чувства, показывает, что раздражение появилось еще до того, как началась пробка, что это связано совсем с другими факторами. Часто такое понимание приводит к тому, что становится как минимум легче проживать пробку.
В медитации мы учимся осознавать происходящие с нами события, понимать их природу, их суть. Чувства являются отличным инструментом для развития осознания, они всегда наиболее точно покажут нам, что именно с нами происходит, в отличии от ума, который не всегда выдаем нам верную картину происходящего.
Можно ехать в машине в пробке и в бешенстве стучать по рулю кулаками, но думать при этом, что все хорошо, что я в порядке, это вон они такие-сякие. Однако умение наблюдать за собой и анализировать чувства, показывает, что раздражение появилось еще до того, как началась пробка, что это связано совсем с другими факторами. Часто такое понимание приводит к тому, что становится как минимум легче проживать пробку.
Аналитическая медитация.
По каким-то причинам не всех из нас учили понимать чувства. Еще меньшее количество людей обучено безопасному для себя и окружающих выражению чувств. Сложно сказать с чем это связано, да, пожалуй, это и не требует какого-то объяснения. Проще попробовать изменить ситуацию здесь-и-сейчас там, где мы в силах ее изменить. То есть в собственных жизнях.
Для этого существует такой способ медитации, как Аналитическая медитация.
Суть заключается в том, что мы выделяем время не просто для того, чтобы посидеть/подышать, но для того, чтобы попробовать разобраться в том, что с нами происходит/происходило, чтобы выявить причины и увидеть последствия.
Хорошо делать это вечером, когда день уже прожит, все прошло, и можно выделить минут десять-пятнадцать на небольшой анализ дня.
Для этого существует такой способ медитации, как Аналитическая медитация.
Суть заключается в том, что мы выделяем время не просто для того, чтобы посидеть/подышать, но для того, чтобы попробовать разобраться в том, что с нами происходит/происходило, чтобы выявить причины и увидеть последствия.
Хорошо делать это вечером, когда день уже прожит, все прошло, и можно выделить минут десять-пятнадцать на небольшой анализ дня.
Ниже приведен список чувств, который поможет в анализе. Дело в том, что часто мы сталкиваемся еще и с тем, что мы не знаем как назвать то или иное чувство. То есть мы понимаем, что мы что-то чувствуем, но как это называется - не имеем ни малейшего представления. Список будет являться отличным подспорьем.
По этим же причинам еще ниже приведен список состояний, вызываемых чувствами.
По этим же причинам еще ниже приведен список состояний, вызываемых чувствами.
Чувства.
Существует пять основных групп чувств, которые мы испытываем. Они могут иметь оттенки, то есть какие-то более сильные или слабые варианты. Список составлен, исходя из этого подхода. Дело в том, что нам может быть легче сначала определить основное чувство, а затем попробовать выявить его оттенок. Может быть и наоборот. В любом случае некоторый порядок в списке должен присутствовать. Ибо список. |
Состояния.
Чувства вызывают соответствующие состояния у нас. Состояния разделены по группам чувств - опять же для упрощения их выявления. Сначала видеть состояния может быть затруднительно, но уже спустя несколько дней "тренировок" мы начинаем легко разбираться что и где, и как. В итоге мы приходим к точке, когда мы легко можем сказать что с нами уже в момент возникновения чувства. |
С чувствами и состояниями разобрались, но что дальше? Дальше все просто. Мы делаем таблицу, по примеру приведенной ниже, и заполняем ее как это показано в примере.
Самое главное в этом процессе - максимальная конкретность. Это залог успеха задания.
Если событие будет не "полиция остановила", а "ехал домой с работы", то совершенно непонятно что именно вызвало раздражение, и как поездка домой связана с возникшими чувствами/состояниями.
Бывает так, что сами чувства вызывают новые чувства. Можно чувствовать страх в связи с чувством страха. Или вину в связи с чувством зависти. Это тоже является событием, которое стоит включить в анализ.
Бывает, что какие-то чувства кажутся небезопасными для их написания. Такое случается. Тогда стоит попробовать хотя бы просто мысленно ответить на вопросы. Но это - давать мысленные ответы - следует делать в исключительных случаях.
Письменная практика является наиболее качественной и глубокой. Это уже личный опыт и опыт других, кто уже практиковал подобное. Ум очень легко ускользает в сторону и вернуться в процесс бывает практически невозможно.
Если событие будет не "полиция остановила", а "ехал домой с работы", то совершенно непонятно что именно вызвало раздражение, и как поездка домой связана с возникшими чувствами/состояниями.
Бывает так, что сами чувства вызывают новые чувства. Можно чувствовать страх в связи с чувством страха. Или вину в связи с чувством зависти. Это тоже является событием, которое стоит включить в анализ.
Бывает, что какие-то чувства кажутся небезопасными для их написания. Такое случается. Тогда стоит попробовать хотя бы просто мысленно ответить на вопросы. Но это - давать мысленные ответы - следует делать в исключительных случаях.
Письменная практика является наиболее качественной и глубокой. Это уже личный опыт и опыт других, кто уже практиковал подобное. Ум очень легко ускользает в сторону и вернуться в процесс бывает практически невозможно.
Результат.
Кто-то может спросить - зачем это все?
Лао-Цзы говорил, что тот, кто знает других - умен, но тот, кто знает себя - поистине мудр.
Знание себя приходит через анализ себя, своих поступков. Когда в анализе присутствует структура, то он делается легче, быстрее, качественнее. А выводы из такого анализа становятся более наглядными и понятными.
Таким образом Аналитическая медитация помогает нам видеть себя, понимать себя, управлять собой.
Осознавать себя.
Лао-Цзы говорил, что тот, кто знает других - умен, но тот, кто знает себя - поистине мудр.
Знание себя приходит через анализ себя, своих поступков. Когда в анализе присутствует структура, то он делается легче, быстрее, качественнее. А выводы из такого анализа становятся более наглядными и понятными.
Таким образом Аналитическая медитация помогает нам видеть себя, понимать себя, управлять собой.
Осознавать себя.