Теоретические и идеологические предпосылки
В чем общая задача нашей жизни?
Кто-то скажет - дети. Для кого-то это - сотворить что-то вечное. Или более земное - заработать много. Кто-то скажет - завести семью. Или посадить дерево. В продолжение детской темы, так сказать.
Отличные ответы, но... Слишком конкретные. Вопрос задается более общего характера. И ответ предполагается тоже - более общий.
Есть такое мнение, что одна из основных задач, стоящих перед человеком разумным, заключается в необходимости развития самого себя. Прогресса. Роста. Постоянного, стабильного, уверенного. Наличие такого роста гарантирует достижение других, более предметных целей, среди которых обязательно будут присутствовать и описанные в начале.
Если посмотреть за пределы мира отдельного человека, то можно увидеть, что общество в целом, как и его частные направления (политика, экономика, культура, наука), поддерживает именно идею постоянного прогресса, как основу собственного благополучия. Экономика не растет - плохо. Растет - хорошо. Политика - нет новых лиц - плохо, есть - лучше. Культура - новые направления и идеи - хорошо, отсутствие развития - плохо. Здесь нет культа прогресса, здесь скорей общее, почти бессознательное понимание, что именно стремлением развиваться человек отличается от других живых существ.
Логично предположить, что человечество состоит из человеков. Еще вполне логично предположить, что раз человечеству присуща потребность в развитии, то это качество явно имеется в каждом из составляющих человечество человеков.
То есть в нас с вами. Ибо мы и есть эти самые человеки. Ну а кто еще?
Кто-то скажет - дети. Для кого-то это - сотворить что-то вечное. Или более земное - заработать много. Кто-то скажет - завести семью. Или посадить дерево. В продолжение детской темы, так сказать.
Отличные ответы, но... Слишком конкретные. Вопрос задается более общего характера. И ответ предполагается тоже - более общий.
Есть такое мнение, что одна из основных задач, стоящих перед человеком разумным, заключается в необходимости развития самого себя. Прогресса. Роста. Постоянного, стабильного, уверенного. Наличие такого роста гарантирует достижение других, более предметных целей, среди которых обязательно будут присутствовать и описанные в начале.
Если посмотреть за пределы мира отдельного человека, то можно увидеть, что общество в целом, как и его частные направления (политика, экономика, культура, наука), поддерживает именно идею постоянного прогресса, как основу собственного благополучия. Экономика не растет - плохо. Растет - хорошо. Политика - нет новых лиц - плохо, есть - лучше. Культура - новые направления и идеи - хорошо, отсутствие развития - плохо. Здесь нет культа прогресса, здесь скорей общее, почти бессознательное понимание, что именно стремлением развиваться человек отличается от других живых существ.
Логично предположить, что человечество состоит из человеков. Еще вполне логично предположить, что раз человечеству присуща потребность в развитии, то это качество явно имеется в каждом из составляющих человечество человеков.
То есть в нас с вами. Ибо мы и есть эти самые человеки. Ну а кто еще?
Причем тут медитация?
Медитация = осознанность.
Осознавая себя, мы начинаем видеть реальность собственной жизни. Не то, что мы думаем, не то, что мы хотим думать о нашей жизни, не то, что мы хотим, чтобы думали о нашей жизни другие, но реальность.
То, как обстоят дела на самом деле.
Медитация дает нам возможность увидеть себя такими, какие мы есть, но также и кое-что еще.
Возможность измениться.
Медитация = осознанность.
Осознавая себя, мы начинаем видеть реальность собственной жизни. Не то, что мы думаем, не то, что мы хотим думать о нашей жизни, не то, что мы хотим, чтобы думали о нашей жизни другие, но реальность.
То, как обстоят дела на самом деле.
Медитация дает нам возможность увидеть себя такими, какие мы есть, но также и кое-что еще.
Возможность измениться.
Знание - само по себе сила, как говорил Френсис Бэкон. Но главная сила знания заключается в возможности перемен, ибо знание обеспечивает понимание сильных и слабых сторон, осознание того, что мы можем улучшить, а что можно оставить таким, какое оно есть.
С этой точки зрения осознанность в жизни имеет побочным продуктом некоторую условную инвентаризацию самой жизни. Инвентаризация в данном случае проходит по критериям полезно/неполезно. Чтобы нивелировать некоторую эгоистичность данного постулата, введем социальную поправку - полезно/неполезно не только для медитирующего, но и для его окружения.
Ну а что? Теория же! Текст должен соответствовать.
Чтобы отвлечься - вот вам очень красивая картинка.
С этой точки зрения осознанность в жизни имеет побочным продуктом некоторую условную инвентаризацию самой жизни. Инвентаризация в данном случае проходит по критериям полезно/неполезно. Чтобы нивелировать некоторую эгоистичность данного постулата, введем социальную поправку - полезно/неполезно не только для медитирующего, но и для его окружения.
Ну а что? Теория же! Текст должен соответствовать.
Чтобы отвлечься - вот вам очень красивая картинка.
Такой подход - осознанность, как инвентаризация самих себя - становится неплохим мотивирующим фактором для продолжения практики. В самом деле, что еще нам надо?
Мы живем, наблюдаем за собой, своими поступками, осознаем их, наши мотивы, а также - последствия наших поступков для нас и окружающего мира. Пример?
Поел мороженое и бросил обертку на тротуар.
История из жизни. Я был маленький, меня повезли в Киев. Я ел вкусный пломбир, забыв обо всем на свете. Искать урну было лень, а Крещатик казался достаточно грязным, чтобы не беспокоиться о его чистоте. Я не успел сделать и пары шагов, чтобы скрыться с места преступления, как незнакомый дедушка позвал меня.
- Скажи, а ты дома тоже мусор бросаешь на пол?
Я совершенно растерялся. Мир словно замер, я вдруг увидел, что я совершенно выпал из реальности, полностью пропав в мороженном.
В анекдотах дзен такие случаи описываются, как свидетельства просветления. Психоаналитик возможно предположил бы, что дедушка нанес мне сильную травму, основанную на чувстве вины и стыда.
Я не достиг просветления (возможно не достиг, ибо кто знает...), но выкидывать мусор где придется перестал.
Медитация помогает избежать подобных замечаний от посторонних дедушек. В самом деле - оно нам надо?
Это простой пример, возможно даже слишком простой, но подумайте немного - скольких проблем можно было бы избежать в наших жизнях при условии достаточно внимательного отношения к этим самым жизням!
На этой позитивной ноте закончим с теорией и будем готовиться к практике.
Но это тема следующего поста.
Сейчас же - еще одна картинка для вас, ибо красота. Всего доброго!
Мы живем, наблюдаем за собой, своими поступками, осознаем их, наши мотивы, а также - последствия наших поступков для нас и окружающего мира. Пример?
Поел мороженое и бросил обертку на тротуар.
История из жизни. Я был маленький, меня повезли в Киев. Я ел вкусный пломбир, забыв обо всем на свете. Искать урну было лень, а Крещатик казался достаточно грязным, чтобы не беспокоиться о его чистоте. Я не успел сделать и пары шагов, чтобы скрыться с места преступления, как незнакомый дедушка позвал меня.
- Скажи, а ты дома тоже мусор бросаешь на пол?
Я совершенно растерялся. Мир словно замер, я вдруг увидел, что я совершенно выпал из реальности, полностью пропав в мороженном.
В анекдотах дзен такие случаи описываются, как свидетельства просветления. Психоаналитик возможно предположил бы, что дедушка нанес мне сильную травму, основанную на чувстве вины и стыда.
Я не достиг просветления (возможно не достиг, ибо кто знает...), но выкидывать мусор где придется перестал.
Медитация помогает избежать подобных замечаний от посторонних дедушек. В самом деле - оно нам надо?
Это простой пример, возможно даже слишком простой, но подумайте немного - скольких проблем можно было бы избежать в наших жизнях при условии достаточно внимательного отношения к этим самым жизням!
На этой позитивной ноте закончим с теорией и будем готовиться к практике.
Но это тема следующего поста.
Сейчас же - еще одна картинка для вас, ибо красота. Всего доброго!