Новое утро, теперь уже дома, в Калифорнии, и новый джет-лаг.
Новый перепад во времени, новый кувырок.
Джет-лаг - непростое состояние, хотя порой при всей его сложности дает отличные возможности получения нового опыта в моих утренних сессиях медитации. Сегодня случилась одна из таких возможностей.
Все началось с подозрительного ощущения в голове, появившегося еще до пробуждения, возможно даже ставшего его причиной. Предвестник боли, тяжесть, с ухмылкой говорящая: "Доброе утро? Нет... Утро добрым не бывает"...
Некоторые учителя медитации и похожих практик говорят - вам не надо пить таблетки при болях. Медитируйте на боль, и боль уйдет.
Однако медитация - не упражнение на выносливость, не тренировка силы воли, не способ накачать духовные бицепсы для последующей демонстрации их в рамках конкурса Мистер Духовная Олимпия.
Конечно, довольно часто в результате постоянной практики случаются побочные эффекты вроде развития силы воли и выносливости, уверенности и умения достигать поставленные цели, но они не цель. Кроме того, медитация не должна заменять медицину, хотя и начинаются эти слова одинаково.
Поэтому, несмотря на все уважение к предшественникам, медицинские вопросы я решаю медициной и... пью таблетки от головной боли.
Лучше наблюдать за тем, как боль уходит благодаря соответствующему подходу, чем, уповая на советы тех, кто явно не был знаком с чудесной силой спазгана, сопротивляться пылающему очагу, раздирающему ум на части протуберанцами приступов боли...
Этот подход не мешает мне использовать боль как объект медитации.
Новый перепад во времени, новый кувырок.
Джет-лаг - непростое состояние, хотя порой при всей его сложности дает отличные возможности получения нового опыта в моих утренних сессиях медитации. Сегодня случилась одна из таких возможностей.
Все началось с подозрительного ощущения в голове, появившегося еще до пробуждения, возможно даже ставшего его причиной. Предвестник боли, тяжесть, с ухмылкой говорящая: "Доброе утро? Нет... Утро добрым не бывает"...
Некоторые учителя медитации и похожих практик говорят - вам не надо пить таблетки при болях. Медитируйте на боль, и боль уйдет.
Однако медитация - не упражнение на выносливость, не тренировка силы воли, не способ накачать духовные бицепсы для последующей демонстрации их в рамках конкурса Мистер Духовная Олимпия.
Конечно, довольно часто в результате постоянной практики случаются побочные эффекты вроде развития силы воли и выносливости, уверенности и умения достигать поставленные цели, но они не цель. Кроме того, медитация не должна заменять медицину, хотя и начинаются эти слова одинаково.
Поэтому, несмотря на все уважение к предшественникам, медицинские вопросы я решаю медициной и... пью таблетки от головной боли.
Лучше наблюдать за тем, как боль уходит благодаря соответствующему подходу, чем, уповая на советы тех, кто явно не был знаком с чудесной силой спазгана, сопротивляться пылающему очагу, раздирающему ум на части протуберанцами приступов боли...
Этот подход не мешает мне использовать боль как объект медитации.
Я закрываю глаза, я осознаю место в голове, где собирается боль. Это правая часть, выше виска, я сосредотачиваюсь на месте пульсации. Я спокоен, я молча бдю, мое внимание отходит от дыхания, но на данном этапе - это нормально, нет необходимости иметь два объекта для медитации. Я полностью концентрируюсь на очаге боли. Медитирую на боль. Именно в таком ракурсе я использую советы старых учителей.
Я использую боль как объект медитации, но также использую и медицину для того, чтобы решить проблему боли надлежащим образом, не мешая практику медитации с лечением. Кроме того, я подозреваю, что те, кто советует не использовать лекарства, на самом деле не имеют собственного практического опыта столкновения с реальной болью или иной подобной проблемой медицинского характера.
Я использую боль как объект медитации, но также использую и медицину для того, чтобы решить проблему боли надлежащим образом, не мешая практику медитации с лечением. Кроме того, я подозреваю, что те, кто советует не использовать лекарства, на самом деле не имеют собственного практического опыта столкновения с реальной болью или иной подобной проблемой медицинского характера.
Есть два момента.
Первый - сама боль. Пульсация. Чувство. Состояние.
Второй - моя физическая и ментальная реакция на боль, как на состояние.
Благодаря медитации я могу подробно изучить оба момента.
Осознание физической реакции выявляет жесточайшее напряжение мускулов вокруг очага боли. Делаю вдох, затем выдох, пробую попробовать расслабить мускулы. Требуется несколько циклов дыхания, и постепенно напряжение снижается, и одного этого достаточно - сразу становится полегче.
Я отмечаю, что такая реакция усиливала боль - напряжение служило попыткой подавить боль, вытеснить ее за пределы чувствования. Это невозможно сделать таким образом, и я получал обратно новый спазм.
Благодаря расслаблению, пусть не полному, но все же, я могу попробовать осознать следующий уровень реагирования - ментальный. Ум так же напряжен. Страх боли, страх страдания, неприязнь, желание избавиться от страдания как можно скорей, страх, что боль не уйдет, да нет, порой и не страх, но паника.
Я осознаю, что все это вызвано не болью, а моим к ней отношением, моей реакцией, моей оценкой боли как опасного фактора. Осознание приводит к возможности что-то изменить.
Напряжение ума снимается так же как и напряжение тела - расслаблением. Я делаю вдох и выдох, снова несколько циклов, на этот раз немного больше, немного глубже, немного медленней. В какой-то момент наблюдения за болью ум перестает продюсировать поток страхов, мыслей, реакций и... Расслабляется.
Первый - сама боль. Пульсация. Чувство. Состояние.
Второй - моя физическая и ментальная реакция на боль, как на состояние.
Благодаря медитации я могу подробно изучить оба момента.
Осознание физической реакции выявляет жесточайшее напряжение мускулов вокруг очага боли. Делаю вдох, затем выдох, пробую попробовать расслабить мускулы. Требуется несколько циклов дыхания, и постепенно напряжение снижается, и одного этого достаточно - сразу становится полегче.
Я отмечаю, что такая реакция усиливала боль - напряжение служило попыткой подавить боль, вытеснить ее за пределы чувствования. Это невозможно сделать таким образом, и я получал обратно новый спазм.
Благодаря расслаблению, пусть не полному, но все же, я могу попробовать осознать следующий уровень реагирования - ментальный. Ум так же напряжен. Страх боли, страх страдания, неприязнь, желание избавиться от страдания как можно скорей, страх, что боль не уйдет, да нет, порой и не страх, но паника.
Я осознаю, что все это вызвано не болью, а моим к ней отношением, моей реакцией, моей оценкой боли как опасного фактора. Осознание приводит к возможности что-то изменить.
Напряжение ума снимается так же как и напряжение тела - расслаблением. Я делаю вдох и выдох, снова несколько циклов, на этот раз немного больше, немного глубже, немного медленней. В какой-то момент наблюдения за болью ум перестает продюсировать поток страхов, мыслей, реакций и... Расслабляется.
Делаю вдох, выдох, я наблюдаю за происходящим, за разворачивающейся перед внутренним взором драмой. Это еще не "Война и мир", но почти "Преступление и наказание".
Я и боль больше не путешествуем раздельно. Есть некое условное единство, оно условно, так как для его появления необходимо предварительное разделение. Но и разделение - условно, так как создано лишь напуганным сознанием. Осознаю боль также как любое другое состояние разума. Как процесс дыхания. Как что-то приходяще-уходящее. Как объект наблюдения.
Таблетки помогают и боль уходит окончательно.
Таблетки помогают сделать боль выносимой.
Медитация помогает осознавать уход боли более чем детально.
Увидеть как остатки напряжения растворяются в пустоте, как возвращается обычная ясность сознания, как очаг боли тает, как активность пульсации снижается, как расслабление проникает в эту часть моего тела, как... отпускает...
Я осознаю насколько глубоко сознание погрузилось в процесс медитации благодаря боли.
Дыхание так не захватывало мое существо.
Боль, когда я ее наблюдаю вне реагирования умом, становится просто проявлением некой заблудившейся энергии, сгустком чего-то возникающего и уходящего. Я благодарен за этот опыт, поскольку он применим к другим менее жестким состояниям случающимся вне сессии сидячей медитации. К тревожности, голоду, агрессии, паническим атакам. Возможно и к депрессиям, но у меня с ними нет личного опыта. Мне достаточно упомянутых радостей. Некоторые называют умение наблюдать подобные проявления "терпением". Я бы назвал это "свободой".
Я и боль больше не путешествуем раздельно. Есть некое условное единство, оно условно, так как для его появления необходимо предварительное разделение. Но и разделение - условно, так как создано лишь напуганным сознанием. Осознаю боль также как любое другое состояние разума. Как процесс дыхания. Как что-то приходяще-уходящее. Как объект наблюдения.
Таблетки помогают и боль уходит окончательно.
Таблетки помогают сделать боль выносимой.
Медитация помогает осознавать уход боли более чем детально.
Увидеть как остатки напряжения растворяются в пустоте, как возвращается обычная ясность сознания, как очаг боли тает, как активность пульсации снижается, как расслабление проникает в эту часть моего тела, как... отпускает...
Я осознаю насколько глубоко сознание погрузилось в процесс медитации благодаря боли.
Дыхание так не захватывало мое существо.
Боль, когда я ее наблюдаю вне реагирования умом, становится просто проявлением некой заблудившейся энергии, сгустком чего-то возникающего и уходящего. Я благодарен за этот опыт, поскольку он применим к другим менее жестким состояниям случающимся вне сессии сидячей медитации. К тревожности, голоду, агрессии, паническим атакам. Возможно и к депрессиям, но у меня с ними нет личного опыта. Мне достаточно упомянутых радостей. Некоторые называют умение наблюдать подобные проявления "терпением". Я бы назвал это "свободой".
Я продолжаю сидеть. Боль ушла. Я возвращаюсь к своему привычному объекту концентрации - дыханию, наблюдаю за ним, медленно воздух проникает внутрь, медленно выходит наружу. Я сосредоточен, я в покое. Я осознаю покой, ясность, свободу ума.
Я упиваюсь легкостью, оставшейся после ушедшей боли.
Мои эмоциональные реакции обретают новые стимулы.
Вместе с осознанием некой победы над собой и столь мощным отвлекателем, как боль, вместе с удовлетворением от совершенного приходит радость.
Радость от успеха наполняет меня и...
Становится новым отвлекателем.
Эго наполняется силой осознания сил. Я так круто медитирую... Надо будет обязательно рассказать всем об этом опыте. Скорей бы за блокнот. Нет, надо продлить это состояние, посидеть еще. Не упустить, не расплескать.
И я его немедленно теряю.
Словно вдруг пришли внутренние кошки…
Я упиваюсь легкостью, оставшейся после ушедшей боли.
Мои эмоциональные реакции обретают новые стимулы.
Вместе с осознанием некой победы над собой и столь мощным отвлекателем, как боль, вместе с удовлетворением от совершенного приходит радость.
Радость от успеха наполняет меня и...
Становится новым отвлекателем.
Эго наполняется силой осознания сил. Я так круто медитирую... Надо будет обязательно рассказать всем об этом опыте. Скорей бы за блокнот. Нет, надо продлить это состояние, посидеть еще. Не упустить, не расплескать.
И я его немедленно теряю.
Словно вдруг пришли внутренние кошки…