В 5 утра у них подъем, но завтрак лишь в 7. Между подъемом и завтраком - полтора часа сидячей медитации.
Вдох. Выдох. Монахи готовы к новому дню.
После завтрака начинаются приготовления к приему гостей - сегодня воскресенье, и миряне могут посетить обитель с визитом.
Невысоко, но в горах, где еще чувствуется ветер с океана, и слышен крик залетных чаек, расположен дзен-монастырь Deer Park. Так - Олений Парк - называется окружающая местность, сохранить которую для будущих поколений стремятся монахи.
Разумеется, основная миссия монастыря - несение вести об освобождении путем Будды.
Вдох. Выдох. Монахи готовы к новому дню.
После завтрака начинаются приготовления к приему гостей - сегодня воскресенье, и миряне могут посетить обитель с визитом.
Невысоко, но в горах, где еще чувствуется ветер с океана, и слышен крик залетных чаек, расположен дзен-монастырь Deer Park. Так - Олений Парк - называется окружающая местность, сохранить которую для будущих поколений стремятся монахи.
Разумеется, основная миссия монастыря - несение вести об освобождении путем Будды.
Дзен обычно ассоциируется исключительно с Японией и Китаем. Вьетнам же... Однако там тоже была своя традиция передачи вести. И сегодня главным ее представителем является весьма почтенный и пожилой мастер Тик Нат Хан. Монастырь в Оленьем Парке не единственный основанный мастером. Наиболее известное место - Деревня Слив во Франции. Здесь же в Калифорнии монастырь существует сравнительно недавно - с середины 2000 года. |
Легкое место. Чистый и вкусный воздух. На парковке гостей встречают добровольцы-помощники из числа постоянных посетителей монастыря. Они приветливо улыбаются и рассказывают куда надо пройти. Протоптанная в склоне холма тропа. Деревянные ступени. Таблички "Улыбайтесь" в траве по пути. Чарующее пение птиц в россыпях чапареля. Вдалеке на одном из холмов возвышается башня в классическом азиатском стиле - место уединенных медитаций. На площадке перед большим основным зданием, где проходят медитации, уже собралось много народа. Среди публики четко выделяются монахи - они одеты в коричневые льняные платья, поверх которых некоторые носят черные спортивные хлопковые кофты с капюшонами. Хорошее и стильное сочетание. Вскоре начинается вводная сессия - собравшимся кратко рассказывают о программе дня. Обещают показать как медитировать во время ходьбы, потом поговорить о сути учения Буддды, затем покормить и показать еще одну медитацию. И... Нам предложили спеть несколько песен, тексты которых были заботливо указаны в брошюрах с программой дня. Медленно и тягуче, на православный манер, слова про природу, заботу о ней, о том, что мы уже дома и приехали, что нам хорошо, что мы не злимся, а стараемся быть добрыми и хорошими... Все как в обычной христианской церкви, только хор состоит из паствы, вместо икон - горы, вместо алтаря - долина, вместо стен - воздух, вместо святых - силы природы. С утра сложно сохранять критический настрой разума. И в какой-то момент окружающее действо воспринималось вполне естественно для этих конкретных мест и обстоятельств. Но что-то, возможно культурное, а может иное, не давало раствориться в единстве песни с другими гостями... |
Медитация ходьбы не стала откровением, все довольно просто: три шага - вдох, три шага - выдох. Важно сохранять молчание. Шаг за шагом сознание приходит в состояние покоя и равновесия. Следовать этому порядку довольно легко, как результат - радость и удовлетворение. Действительно порой трудно следовать процессу дыхания во время сидения, приходится постоянно бороться с привычкой совершать более активные действия. Тут же - борьбы нет, все намного естественней и органичней. Воздух полный сочного запаха цветущего шалфея, шикарная прохлада весенних холмов, еще не выжженных расстрельным летним калифорнийским солнцем, внезапные поляны, устланные павшей листвой, поверх которой в одном особенно тихом месте установлены широкие скамьи для сидячей медитации.
Собрались в главном здании, между паствой и алтарем - четыре стула - четыре спикера. Ведущая - девочка-отличник духовно-религиозной подготовки начинает вести собрание. Ожидается рассказ о ее личном опыте, ну если не духовного пробуждения, то, хотя бы, следованию пути в общих чертах.
Не повезло нам. Рассказала сказку, чужого сочинения, спела несколько песен о природе и необходимости ее защиты, про то, что где-то у нее есть племянники, которые не выходят на улицу, так как сидят постоянно дома и играют в "электронные игры", но однажды она поедет туда, выведет их на улицу и покажет, как там хорошо...
Далее также говорили о природе, о ее защите, видимо именно в этом была цель именно этой встречи. Люди слушали.
Один из моментов - частые напоминания про необходимость быть "открытыми", воспринимать новое. Сложные момент. Идея открытого разума явно вырождается в запрет на критику. Неумение слушателя рационально объяснить и логически обосновать свои интуитивные сомнения в адекватности говорящего клеймится лейблом предубежденности. И все - слушатель в ловушке. Далее он клеймит себя сам. Дискурс побеждает. Интуиция - на лопатках.
Еще - условия игры в благочестивость не меняются от религии к религии. Напышенный вид, молчаливое осуждение тех, кто ведет себя не по принятым в этом конкретном месте правилам, отрицание наличия у себя каких-либо присущих "обычным" людям страстей и черт характера. Страсть быть или просто казаться благочестивым разумеется за страсть не считается.
Американцы, старающиеся в Америке идти по пути дзен или иной восточной духовной практики, чем-то напоминают русских, старающихся быть американцами в России. Как Америка - это не кока-кола, макдак и тупость, так и дзен - это не благочестие, песни и медленная еда с закрытыми глазами.
Про еду, кстати... Ее готовят монахи, гостям лишь надо отстоять в очереди сначала за едой, затем в очереди на мытье посуды. Еда вкусная. Процесс поедания также предлагается сделать более осознанным, думая о том, как эта еда попала на стол, сколько людей трудилось для этого, начиная от фермеров и заканчивая поварами. Количество поглощенной еды сокращается в разы в результате.
Но и из этого порой некая пародия выходила. Слишком картинно жевалось некоторым посетителям, что особенно явно было видно на фоне непринужденно жующих вьетнамским монахов - носителей идеи.
Не повезло нам. Рассказала сказку, чужого сочинения, спела несколько песен о природе и необходимости ее защиты, про то, что где-то у нее есть племянники, которые не выходят на улицу, так как сидят постоянно дома и играют в "электронные игры", но однажды она поедет туда, выведет их на улицу и покажет, как там хорошо...
Далее также говорили о природе, о ее защите, видимо именно в этом была цель именно этой встречи. Люди слушали.
Один из моментов - частые напоминания про необходимость быть "открытыми", воспринимать новое. Сложные момент. Идея открытого разума явно вырождается в запрет на критику. Неумение слушателя рационально объяснить и логически обосновать свои интуитивные сомнения в адекватности говорящего клеймится лейблом предубежденности. И все - слушатель в ловушке. Далее он клеймит себя сам. Дискурс побеждает. Интуиция - на лопатках.
Еще - условия игры в благочестивость не меняются от религии к религии. Напышенный вид, молчаливое осуждение тех, кто ведет себя не по принятым в этом конкретном месте правилам, отрицание наличия у себя каких-либо присущих "обычным" людям страстей и черт характера. Страсть быть или просто казаться благочестивым разумеется за страсть не считается.
Американцы, старающиеся в Америке идти по пути дзен или иной восточной духовной практики, чем-то напоминают русских, старающихся быть американцами в России. Как Америка - это не кока-кола, макдак и тупость, так и дзен - это не благочестие, песни и медленная еда с закрытыми глазами.
Про еду, кстати... Ее готовят монахи, гостям лишь надо отстоять в очереди сначала за едой, затем в очереди на мытье посуды. Еда вкусная. Процесс поедания также предлагается сделать более осознанным, думая о том, как эта еда попала на стол, сколько людей трудилось для этого, начиная от фермеров и заканчивая поварами. Количество поглощенной еды сокращается в разы в результате.
Но и из этого порой некая пародия выходила. Слишком картинно жевалось некоторым посетителям, что особенно явно было видно на фоне непринужденно жующих вьетнамским монахов - носителей идеи.
Важный нюанс - все в монастыре, начиная от кухни и заканчивая сервером сайта, питается от солнечной энергии. В туалете установлены современные писсуары, работающие без воды. Забота, подтвержденная действием.
После обеда - вторая часть дня - сессия глубокой релаксации. Кажется, это стратегическая ошибка организаторов. Практически вся паства немедленно погрузилась в глубокий сон... Дальнейшее происходило под мерный свист проглоченных мячиков и рокот внутренних кальянов. То тут, то там периодически пространство медитационного зала разрывалось протуберанцами бурлящих и клокочущих звуков, они легко заглушали ровный тихий голос ведущего. Иногда он пел, но и песни растворялись в сытом храпе медитирующих...
После обеда - вторая часть дня - сессия глубокой релаксации. Кажется, это стратегическая ошибка организаторов. Практически вся паства немедленно погрузилась в глубокий сон... Дальнейшее происходило под мерный свист проглоченных мячиков и рокот внутренних кальянов. То тут, то там периодически пространство медитационного зала разрывалось протуберанцами бурлящих и клокочущих звуков, они легко заглушали ровный тихий голос ведущего. Иногда он пел, но и песни растворялись в сытом храпе медитирующих...
Хочется сказать, что песни остались единственным спорным моментом этого опыта.
Все остальное совершенно здорово. Сказочное место, добрые люди, шикарная вегетарианская пища, дивная природа, благое дело спасения природы. Только вот дзен...
Осталась надежда на существование где-то далеко в горах, быть может не Калифорнии, но Тибета, а может и Японии, остатков приверженных древним традициям школ, где учителя по прежнему бьют учеников палками или вышвыривают их из окон, где главная цель - постижение главной сути всего, а не фандрайзинг во спасение чего-то пусть и не призрачного, но...
И все-таки... Все опять построено на идее освобождения. То есть мы по умолчанию заключенные, а тут вот есть рецепт пути к свободе. Но рецепт вьетнамского дзен оказался еще более сухим, чем японского.
Улыбайся, независимо от своих чувств и состояния. Это главный постулат, как его преподнесли нам.
Улыбайся.
Не злись, не плачь, не грусти.
Забей.
Подави.
Отрекись.
Но как? Знаете... Кажется они сами не в курсе....
Все остальное совершенно здорово. Сказочное место, добрые люди, шикарная вегетарианская пища, дивная природа, благое дело спасения природы. Только вот дзен...
Осталась надежда на существование где-то далеко в горах, быть может не Калифорнии, но Тибета, а может и Японии, остатков приверженных древним традициям школ, где учителя по прежнему бьют учеников палками или вышвыривают их из окон, где главная цель - постижение главной сути всего, а не фандрайзинг во спасение чего-то пусть и не призрачного, но...
И все-таки... Все опять построено на идее освобождения. То есть мы по умолчанию заключенные, а тут вот есть рецепт пути к свободе. Но рецепт вьетнамского дзен оказался еще более сухим, чем японского.
Улыбайся, независимо от своих чувств и состояния. Это главный постулат, как его преподнесли нам.
Улыбайся.
Не злись, не плачь, не грусти.
Забей.
Подави.
Отрекись.
Но как? Знаете... Кажется они сами не в курсе....